Любитель   166у
"Любитель166 У " - последняя версия "советских" двухобъективных среднеформатных зеркалок. Началось всё с "Комсомольца" (1946г. - 1950г.), а с 1950 года семейство получило название "Любитель". Отечественным конструкторам видимо не давал покоя успех, сопровождающий в те годы двухобъективные зеркалки, которые производились в Германии (Rolleiflex, Contaflex), Японии (Mamiya, Yashica), Чехословакии (Flexaret) и даже в Китае (Seagull). Те камеры были очень высокого класса, весьма сложны технически и дороги.
   В Ленинграде, на заводе "ЛОМО" всё решили упростить, удешевить и добились своего!
В советской торговле это был чуть ли не самый дешёвый фотоаппарат (дешевле пожалуй только "Смена") для начинающих фотолюбителей, но всё это не могло не сказаться на его качестве. Для печати фотографий с него выпускалась специальная (тоже невероятно дешёвая) стойка-приспособление, в которую вставлялся "Любитель" и получался фотоувеличитель. Квадратный кадр 6х6см прощал неточности фокусировки, позволял не думать над компоновкой кадрада (вертикальный или горизонтальный),
фото Любитель 166
1991 год
большие увеличения начинающие любители как правило не делали, а широкая отечественная плёнка в те времена была совсем дешёвая, то есть все были довольны в основном.
   "Любители" не идут, конечно, ни в какое сравнение с зарубежными подобными камерами, так как находятся совершенно в другом классе. Сами камеры время от времени модернизировались. На них то ставили, то снимали счётчик кадров (потому как тот постоянно ломался), ставили - снимали синхроконтак, автоспуск (причина та же), подгоняли диапазон выдержек под новые стандарты, но только не менялось главное - то, что убивало изображение. Дело вот в чём, корпус у камеры пластиковый и внутрення его поверхность не только не матовая, а издевательски блестящая, а кроме этого съёмочный объектив (не самый плохой сам по себе) имеет ощутимый люфт (в своей направляющей резьбе) при наводке на резкость.
   Для исправления этих недоделок я сделал следующее: в резьбу объектива набил густую, но морозостойкую (это исключительно важно!) смазку, а внутреннюю поверхность камеры обклеил тонким чёрным бархатом. Ушла "болтанка" объектива, а  "фейерверк" засветок, рефлексов и бликов на плёнке практически пропал.
     Мой "166У" попал ко мне сам по себе, мне его подарил друг (за символические деньги, чтоб прижился). До меня этим фотоаппаратом никто не снимал, хоть и было ему уже 8лет на тот момент. Автоспуск вышел из строя сразу, всё остальное работает до сих пор. "У" - означает универсал, то есть к фотоаппарату прилагается вкладыш для съёмки, который позволяет делать кадры не только 6х6 см, но и 4,5х6 см. "Любитель 166У" выпускается с 1984 года, а вот делают ли их до сих пор или нет - мне неизвестно. Добавлю ещё, что на базе "Любителя", выпускался стереофотоаппарат (по моему единственный в мире на большой 6х6 см кадр), но со всё теми же недоделками.
   Снимаю я им не часто, так как широкая (6см) плёнка в настоящее время уже считается профессианальной и по этому стоит весьма дорого, а в проявку-печать сдать её можно (тоже недёшево) в весьма ограниченное количество лабораторий, до которых ещё и добраться надо. Замечу, что большой и очень яркий видоискатель оказался невероятно удобным при съёмке ночных сцен. Качество снимков, после моих доработок камеры, получается весьма неплохим. Остался только один дефект - это виньетирование кадра по краям, но это заметно только на определённых сюжетах. Мой вывод: если Вы присматриваетесь к среднеформатным камерам, то попробуйте для начала купить подержанный "Любитель" (обойдётся дешевле одной катушки цветной плёнки для него), "доработать" его по моему рецепту, отщёлкать одну плёнку, проявить-напечатать, оценить затраты-результаты и решить стоит углубляться в "среднеформатную" тему или нет. А снимки моего "Любителя" можно, как всегда посмотреть здесь.