Perka Munchen
   Пожалуй это один из самых интересных (и возможно самых старых) фотоаппаратов, имеющихся у меня. Это складная форматная пластиночная камера с кадром 9х12см. Прочный аллюминевый корпус, тройное(!) растяжение меха, задняя стенка поворачивается вокруг своей оси (для перехода от вертикального кадра к горизонтальному - без изменения положения самой камеры), объективная доска быстросъёмная и меет вертикальное и горизонтальное перемещение, а также возможность наклонов вверх и вниз. Объектив - непросветлённый Tessar 1:6,3;  F=16,5 на затворе "Compur" с выдержками 1с. - 1/200, Z, D, M и диафрагмой до 1/36. На верхней панеле - ватерпас и складной рамочный (с линзой) "прицел" для оперативного кадрирования, который имеет два положения (для вертикального и горизонтального кадра). Наводка на резкость по шкале расстояний или по матовому стеклу, которое после этого заменяется вдвижными кассетами с фотопластинками. В дополнение к этому, кассеты снабжены вкладышем для листовой плёнки. Есть ещё адаптер для рулонной широкой плёнки (тип 120), но похоже, что он "неродной".
фото Perka Munchen
       При съёмке на рулонную плёнку размер кадра становится 6х9см и для точного кадрирования на матовом стекле нанесена дополнительная рамка, соответсвующего размера (на заводскую не похожа). Камера немного похожа на "Фотокор", (но гараздо совершеннее), очень похожа на "Lingof" и "Ica Ideal". Такие камеры были широко распространены в период примерно с начала  ХХ века и до Второй мировой войны. Некоторые фирмы ("Lingof" например) выпускают их и поныне. Ни о возрасте, ни о фирме изготовителе абсолютно никакой информации раздобыть  не удалось пока. Вполне возможно, что это было какое-то мелкосерийное производство в Мюнхене. Удивляет прежде всего состояние камеры, еслиб не  незначительные потёртости на углах корпуса, то фотоаппарт вполне сошёл бы за новый. Сафьяновый мех - как буд-то "только родился", затвор работает без нареканий и нет никаких следов реставрации. На самой камере - одна единственная надпись " Perka Munchen".
     Камеру эту я приобрёл в антикварном магазине в самый разгар "дефолта" в 1998году. Мне просто необычайно повезло! Шёл по Арбату и не имея никакой цели зашёл в один из многочисленных там антикварных магазинов, спустился в подвальчик и ..... . На прилавке стояли несколько фотоаппаратов, один из них "Perka". На ценнике значилась сумма в рублях, которая неукладывалась в голове.  Но быстро пересчитав рубли в $ (за 5 минут, до этого я проходил мимо обменника), я опешил. Как выяснилось камера была выставленна ещё при курсе 1$=6р, а в тот день 1$ уже равнялся 26р. (или вроде тогда тысячи были, запамятовал). Девушка  продавец была растеряна, хозяин лавочки слинял куда-то, как только началась чехарда с валютой, а что делать с ценами - она не знала. А у меня с собой было денег в тот момент (в $) как раз на фотоаппарат по текущему курсу! Девушка как баксы увидела, так и плюнула на всё и продала фотоаппарат мне по цене, что на ценнике была. Ну а на следующий день $ стремительно полетел вниз (но не надолго).
     Съёмка этой камерой - это пожалуй поэзия! Ставишь её нетропливо на штатив, снимаешь крышечку с объектива, открываешь клапан, защищающий матовое стекло. А так как матовое стекло - размером 9х12, да ещё и при совсем не светосильном объективе, то приходится накрываться ( если на улице не яркий солнечный день) тёмным покрывалом. Затем начинается процесс наводки на резкость и на матовом стекле проявляется картинка, которая похожа на волшебство - видишь уже сразу фотографию, такой - какой она будет выглядеть на бумаге. Вот только вверх ногами и зеркально повёрнутой. Выставляешь экспозицию и  заменяешь матовое стекло на кассету. Аккуратно вынимаешь из кассеты шибер, нажимаешь на тросик, задвигаешь шибер и ..... повторяешь все операции по новой.
     По причине неспешности съёмки да ещё и в наше "торопливое время" - камерой этой я практически не снимаю. Да ещё и стоимость форматных материалов и их обработки не просто высока а аж запредельна! Но всёже немного технических съёмок я произвёл, чтобы понять возможности камеры и качество объектива. Объектив хоть и в отличном состоянии (без повреждений), но непросветлённый и "чудес" при съёмке на "цвет" не произошло, снимки были малоконтрастными, что подойдёт не для каждого сюжета. А вот при съёмке на Ч/Б негатив - всё это удаётся запросто поправить, путём подбора режима проявки плёнки. Впрочем и с цветным негативом не всё так плохо, можно подобрать (как выяснилось) плёнку по контрастней. Об этом я постараюсь рассказать в статье "Новые возможности старого меха для макросъёмки". Поскольку снимки и вправду были исключительно техническими, то особо прошу не обращать внимание на их художественную ценность. А посмотреть их можно здесь. Про фотоаппарат лишь добавлю, что поставить на него современный крупноформатный объектив не составляет особого труда (вот только его стоимость!!!) и старинная камера превратится в весьма современный инструмент высочайшего класса. Подробнее на сам фотоаппарат можно посмотреть здесь.
P.S. Полученна дополнительная информация от А.Б. www.leica.boom.ru :
      "....Perka - камера, которая была очень популярна среди фотографов-проф. Выпускалась она с 1922 года. Небольшой размер, уклон кремальерной доски, подвижки объектива и многое другое ставили ее по возможностям в ряд с современными (тогда) Лингофами, при куда более низкой цене. PERKA интересна еще там, что комплектовалась, в числе прочего, объективом SUMMAR....."

А недавно наткнулся в сети на очень интересную статью
"Фотобумага вместо плёнки". Очень интересно!