Сергей Левицкий
      Сергей Левицкий (1819 - 1898) начал занятия дагеротипией со съемки пейзажей. Родился Сергей Львович Левицкий в Москве. Окончив юридический факультет Московского университета, поступил в Петербурге в канцелярию министерства внутренних дел.
      Но карьера чиновника не прельстила его. Он приехал в Петербург с «дагеротипным снарядом», увлекся светописью, изучением электричества и гальванопластики по способу Якоби. Левицкий познакомился с Ю. Ф. Фрицше. Фрицше сам производил снимки, следя за изобретениями в этой области. В 1843 году молодой служащий министерства получил приглашение поехать на Кавказ делопроизводителем правительственной комиссии по изучению минеральных вод; рекомендация была дана членом этой комиссии Фрицше. Левицкий снял несколько видов Пятигорска, Кисловодска, гор Машук и Бештау. До нас не дошли эти дагеротипы. Пять из них через петербургского торговца Шеделя попали к парижскому оптику Шарлю Шевалье, объектив которого незадолго до того был приобретен Левицким. Два лучших дагеротипа Шевалье поместил в своей витрине на Парижской выставке и получил за них медаль.
      По приезде с Кавказа в 1844 году Левицкий уже не возвратился в канцелярию министерства. Увлеченный фотографией, он решил познакомиться с тайнами ее техники в европейских странах.
      В 1845 году Левицкий отправился в Рим, в колонию русских художников. Здесь встретился с будущим автором знаменитой картины «Явление Христа народу» А. А. Ивановым, с художником Ф. И. Иорданом, скульптором Н. Рамазановым и другими. В Риме С. Левицкий сделал хорошо известный сейчас групповой снимок русских художников с Николаем Васильевичем Гоголем.
В группе сфотографирована еще танцовщица. Затея была связана с приездом в Рим из Петербурга министра
просвещения. Художники хотели приготовить ему невиданный для той поры подарок. Собрались все на террасе мастерской французского дагеротиписта Перро. Левицкий описал впоследствии технику изготовления им пластинки, указал продолжительность выдержки, оценил качество снимка («центр группы вышел превосходно, края не совсем отчетливо»). И добавил: «Это мое первое произведение удивило всех художников». Фотограф не указал только, что в группе сфотографирован и он сам (второй слева во втором ряду).

    На фотографии в группе (центре) запечатлён Гоголь. Это единственная фотография писателя.
    Для Левицкого дни пребывания в Риме среди людей искусства и удача съемки решили его судьбу. «Во мне развился художественный взгляд и инстинкт», писал он об этом времени. Из Рима он отправился в Париж, где прожил четыре года. Приехавший туда академик Якоби ввел молодого дагеротиписта в среду ученых. Левицкий познакомился с Дагером, известным химиком Ж. Дюма, изучил физику и химию, сочетая эти занятия с практикой портретирования. Он принял решение  стать профессионалом-фотографом. В 1849 году, уже во всеоружии знаний, он возвратился в Петербург и вскоре против Казанского собора открыл дагеротипное заведение.
    Дагеротипия преуспела не только в жанре портрета. Производилась съемка и памятников архитектуры, зданий. Известны редчайшие снимки событий. С гравюрными перерисовками дагеротипов выходили издания (идея Нисефора Ньепса прокладывала себе путь!). Но в целом растущим потребностям общественной, деловой, научной жизни дагеротипия не отвечала. Изображениями, полученными в одном экземпляре, не могли обмениваться ни университеты, ни научные общества, ни владельцы снимков.