Способ Тальбота победил!
Еще в 1844-1846 годах сам Фокс Тальбот опубликовал первую в мире книгу, иллюстрированную фотографиями, - «The Pencil of Nature». Калотипия была процессом двуступенчатым, с печатанием объекта с бумажного негатива на бумажном позитиве. Это и сулило надежды изобретателям на размножение снимков. Сам Тальбот отошел от совершенствования своего изобретения. Волею судьбы этим занялся троюродный брат Нисефора Ньепса - Ньепс де Сен Виктор. В 1848 году он ввел существенное новшество: предложил заменить негативную подложку (бумагу) стеклом, покрытым слоем крахмального клейстера или яичного белка (альбумина). Слой очувствляли к свету солями серебра.
В 1851 году англичанин Скотт Арчер обнародовал новое изобретение: он стал покрывать стекло коллодионнои эмульсией, жидким коллодием  раствором пироксилина в смеси спирта с эфиром и солями йода или брома. Когда коллодий застывал, пластинку погружали в раствор азотнокислого серебра: коллодионный слой становился светочувствительным. Пластинку готовили перед самой съемкой, мокрой ее вставляли в аппарат и экспонировали. Негатив затем проявляли и закрепляли в соответствующих составах. Печатали снимки на так называемой дневной бумаге.
1840г. с дагеротипа
        Простейшее описание нового способа фотографирования уложилось в несколько строк. В действительности же совершенствование и этого способа заняло годы труда ученых, изобретателей. Дагеротипия не сдавалась. Со времени открытия Дагера она процветала лет пятнадцать. И лишь в середине пятидесятых годов девятнадцатого века дагеротипия уступила первенство мокроколлодионному процессу. В практику вошло увеличение снимков при печатании. Новая техника стала прообразом нынешней фотографии во всех ее применениях.
Впоследствии по случаю пятидесятилетия светописи было сказано в русском фотографическом журнале: «Способ Тальбота победил, потому что содержал в себе здоровое зерно, из которого разрослось роскошное дерево с многочисленными ветвями,  современная светопись». Однако именно труды дагеротипистов, сумевших заставить световой луч запечатлевать изображения человеческих лиц, фигур, обстановку быта, здания, улицы, иногда ландшафты, положили начало новой зрелищной культуре, основанной на технических средствах. Воздадим должное изобретателям и энтузиастам первых пятнадцати лет развития фотографии. Что же касается оценки сохранившихся изображений, можно повторить вслед за Рудольфом Арнхеймом - современным историком и теоретиком кинематографа: «Первые фотографии обладают завидными вневременными качествами, мудрой неторопливостью, поскольку для поспешных движений места на металлических пластинках не находилось» (Арнхейм, 1977г.). Добавлю пожалуй и своё наблюдение: с каждым десятилетием уходящие в далекое прошлое дагеротипные изображения в восприятии людей покрываются все более приметной поэтической аурой. А камерам, которыми эти изображения были сняты - так и вовсе приписываются какие-то фантические свойства .
          Вот только камеры те были - как правило, просто ящики, в которые врезали в качестве объектива - пока ещё только простые стёкла от очков.
1840 г. с дагеротипа
1840г. с дагеротипа