М.Брэди и Т.Саливан. "Жатва
смерти" (1863г.)
Первые военные фоторепортажи
   В раннюю пору развития мокроколлодионного способа фотографирования проявил себя хроникером военных событий английский фотограф Роджер Фентон. Перед тем он путешествовал с камерой-обскурой и химическим оборудованием по городам Европы. Побывал и в Москве, где с успехом снял достопримечательности архитектуры Кремля. Вскоре разразилась Крымская война. Фентон был прикомандирован к штабу действующих войск и в 1854 1855 годах сделал множество снимков в Крыму.
  Он был, однако, не единственным военным фотокорреспондентом тех лет. Следует назвать румынского фотографа Карола Поппа Сатмари (1812 - 1885). Сорокадвухлетний художник уже в апреле 1854 года оказался на фронтах войны. Снимал портреты русских военачальников, офицеров, казаков, даже сделал снимки сцен из походной жизни. Пользуясь тем, что Румыния осталась в стороне от военных действий, он побывал со своим аппаратом и в турецких войсках!
Вуд и Джибсон. "Парад в лагерях" (1860г.)
    Большое собрание документов из поры раннего репортажа составили коллекции негативов и снимков событий гражданской войны в США в начале 1860-х годов. Авторы их  Мэтью Брэди, О'Салливан и другие. Это была серьезно поставленная «полевая фотография». Ей уделено много внимания в книгах историков; выпущены сборники снимков. Сильное впечатление производят фотографии этой войны, сделанные непосредственно на поле боя. В некоторых снимках виден сознательный подход фотографов к композиции. Таков снимок Вуда и Джибсона «Парад в лагерях». Здесь смело сочетаются первый, средний и дальний планы. Взгляд зрителя от первого плана направляется в глубь пространства.
   Ценны документальные снимки событий Парижской коммуны. Есть фотография сверженной ненавистной народу Вандомской колонны. Группа парижан и солдат Коммуны снята, очевидно, с большой выдержкой у разбитого монумента. Интересен снимок отряда с ружьями, сложенными в пирамиды у парижской ратуши.
    К раннему военному фоторепортажу относятся коллекции снимков русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов, которая привела к победе России и освобождению Болгарии от многовекового Османского ига. События освободительной войны волновали русское общество. Читателей журналов интересовали каждая корреспонденция, каждый рисунок и снимок с фронтов. Иллюстрированные русские журналы «Нива», «Всемирная иллюстрация» и другие предпочитали помещать рисунки фронтовых художников, но печатали и гравированные на дереве фотографии. Один журнал «Всемирная иллюстрация» имел среди корреспондентов восемь фотографов.
Напрасно искать в военных снимках тех лет батальные сюжеты. Сюжеты выбирались статичные. Однако и при таких ограниченных технических возможностях фотографы достигали немалых успехов.
    Назовем имена фотографов, снимавших на Балканском фронте.
А. Д. Иванов из Харькова. Он на свои средства сделал походную лабораторию и с нею отправился в действующую армию. Составленный им альбом «Забалканский поход 1877 - 1878 годов» содержал около 170 снимков. Иванов снимал лагеря, солдат и офицеров в походе, на привалах, сопровождал и снимал командующих в рекогносцировках. Военный фотограф прошел с русскими войсками весь боевой путь через Румынию и освобожденные земли Болгарии.
По Балканам до Мраморного моря прошел фотограф М. Ревенский. На листах его фотографического альбома, изданного в 1880 году, значилось: «Военнопоходная светопись капитана Ревенского». Серия содержит шестьдесят снимков.
На втором театре войны, на Кавказском фронте, работал Д.А.Никитин. Его влекла больше художественная сторона фотографии, даже во фронтовых условиях.
"В укреплении Зиарет" 1877г.
     Военным фотографом стал одесский профессионал-портретист, по национальности поляк, Иосиф Карл Мигурский. Это был автор первого на русском языке обстоятельного наставления по портретной съемке. «Практический учебник по фотографии по новейшим ее усовершенствованиям и применениям» был выпущен в Одессе в 1859 году и содержал ценные для того времени советы и рекомендации. Мигурский покинул свой павильон и поступил на службу военным фотографом при главном штабе русских войск.
    Упомянем еще одного одесского фотографа Ж. X. Рауля. Это был опытный фотограф и этнограф. О нем с похвалой отзывались ученые. Рауль до войны изъездил несколько губерний России и Украины, путешествовал по Крыму и Кавказу.
     Участвовали в патриотическом деле и болгарские фотографы. Несколько из тех, которые занимались портретной фотографией в эмиграции, отправились к войскам русской действующей армии. Так поступил Анастас Карастоянов (1822-1880). Он жил до той поры в Сербии, был близок болгарским революционерам-эмигрантам. Вместе с сыном Иваном Карастоянов отправился в расположение русских войск, где много фотографировал. После освобождения Болгарии он возвратился на родину, открыл в Софии большое портретное ателье, но прожил недолго. Дело отца продолжили его сыновья Иван и Дмитрий Карастояновы.
     На Кавказском фронте вместе с русскими фотографами снимал болгарин Георгий Данхов (1846 - 1908). До того, совсем молодым, двадцатилетним, он представил через посредничество русских ученых серию своих этнографических снимков на Всероссийскую этнографическую выставку. Теперь он был в России военным фотографом. После освобождения родины Данхов тоже открыл студию в Пловдиве, назвав ее «Славянской фотографией», и одновременно занимался журналистикой.
     Упомянем еще чеха Иозефа Буреша. Он добровольцем отправился на Балканский фронт и как фотограф был прикомандирован к штабу армии генерала Гурко.
Это немаловажная страница в истории ранней фотографии славянских стран Восточной Европы: на фронтах освободительной войны 1877 - 1878 годов трудились русские, польские, болгарские и чешские фотографы.
   Снимки с фронтов войны находили живой отклик в кругах русских художников. В фотографиях событий живописцы и графики находили материал, на который можно было положиться как на достоверный. Знаменитый живописец-баталист В. В. Верещагин говорил, что живопись идет рука об руку с фотографией. И фотография подтвердила это признание! После войны во многих странах Европы побывала выставка «фотографий с картин» В. В. Верещагина. Это была выставка не оригиналов, а прекрасно выполненных в тонах сепии больших репродукций с картин и рисунков на сюжеты русско-турецкой войны.
    Сколь ни были интересны сюжеты, сфотографированные на биваках в часы затишья боев на батареях, или общие виды колонн войск в походе, все же главными формами и в съемках военных событий оставались одиночный и групповой портрет или незамысловатая жанровая сценка.
   Не забудем: пластинки поливались коллодием и очувствлялись в походных лабораториях непосредственно перед съемкой. Фотографировали не портативными, а дорожными камерами, довольно неуклюжими и тяжелыми. Немногие фотографы тех лет пользовались уже новым способом: в 1871 году молодой английский врач, страстный любитель научной фотографии Ричард Мэддокс опубликовал сообщение о разработанном способе съемки на сухом светочувствительном броможелатиновом слое. Налаживался промышленный выпуск таких пластинок. Фотография вступала в новую пору своего развития.
    Трудна была работа, особенно в полевых условиях. Технических возможностей для распространения снимков не было даже на страницах периодических изданий, снимки перерисовывались. Затрата же сил и средств от фотографов требовалась очень большая.
Отважные и преданные своему делу фотографы заслуживают доброй памяти. Многие из них обладали незаурядным талантом техников и художников. Фотографы утверждали первый в истории вид зримой документальной летописи
Н.Терехов "Оружейные мастера Ижевского завода" 1880г.