Первые споры о фотографии
   Современники ранней фотографии оценивали портретные и пейзажные снимки как изображения художественные. Это побуждало к высказываниям о фотографии живописцев, скульпторов, граверов. Разные мнения отражали  журналисты, критики, авторы трудов по эстетике.
    Столкновения фотографии с традиционными пластическими искусствами были довольно остры. Думаю, что возникавшие тогда споры представляют интерес и в наше время. Начались они еще в период ранней дагеротипии. И касались вопроса причастности или непричастности фотографии к искусствам.      Так, в начале 1840 года петербургская «Художественная газета» писала: «Что касается до съемки портретов посредством дагеротипа, то нам это кажется бесполезным ». А спустя несколько лет в крупных городах России все портретные ателье были завалены работой...
    Распространение портретной фотографии резко сократило заказы на портреты, выполнявшиеся в технике масла, акварели или графики. Фотография вытесняла заказные миниатюрные портреты, в частности, на эмали. Явление немаловажное! Больше всех насторожились граверы. Они были монополистами воспроизведения картин, скульптур, архитектурных памятников в полиграфических изданиях.
А. Карелин. "Подаяние" 1880г.
    Детищу солнца, фотографии, решительно отказывали в месте под солнцем. Против фотографии пустили острое оружие  карикатуру, особенно во Франции. Находились, впрочем, и рисовальщики, рекламировавшие новое изобретение. Однако большая часть карикатур в журналах разных стран высмеивала фотографию. Недоброжелателей объявилось больше, чем сторонников.
Недружелюбно отнесся к фотографии и великий французский писатель-реалист Оноре де Бальзак. Он даже очень долго отказывался позировать перед камерой-обскурой.
     В Германии художественно-критический журнал «Kunstblatt» посвятил немало страниц вопросу об отношении фотографии к искусству: «Если световые рисунки Дагера сравнивать с художественными произведениями, создаваемыми свободною рукою, то они относились бы к ним… как homunculus, высиженный в банке Фаустом у Гете, относится к живому человеку». И еще: «Искусствам, основанным на рисунке, нечего опасаться фотографий: фотографическим рисункам не достает высшей красоты божественного произведения, души, смысла, духа художника. Картинки этого волшебного фонаря оставляют нас холодными, потому что в наслаждении художественными произведениями главную роль играет не столько впечатление, производимое известным предметом, сколько впечатление, производимое на нас тем духом, который воспринял в себя тот предмет» (В. В. Стасов, 1856).     
     Немецкий ученый Фридрих Теодор Фишер, решая вопросы морфологии искусств, коснулся фотографии. Она упомянута в его многотомном труде «Эстетика, или Наука о прекрасном» (1846 - 1857). Разделив искусства на рисующие, музыкальные и поэзию, он среди рисующих искусств не нашел места фотографии. Но в определении «подражательных» искусств: гравюры, литографии и прочих - он называет фотографию «переходящим в ремесло».
    Фотография в портретном жанре и в съемке жанровых сюжетов действительно пошла по пути подражания «рисующим», изобразительным искусствам. Ее специфики как искусства документального тогда еще разглядеть было невозможно.
    В споры о фотографии во Франции были вовлечены виднейшие деятели литературы. Историки фотографии до сих пор придают большое значение сокрушительной оценке притязаний фотографии на роль искусства, данной поэтом Шарлем Бодлером. Известный своими статьями о романтической живописи и эстетике, поэт решительно отказывал в творческих возможностях механическому процессу фотографирования. Шарль Бодлер в 1854 году с пренебрежением говорил о безумии, которое охватило массу людей, о «солнцепоклонничестве», как он иронически называл занятия фотографией. И в то же время он не скрывал опасений и предрекал «горе поэзии», если этому «солнцепоклонничеству» будет позволено захватить в свои руки область «неосязаемого и воображаемого», иначе говоря, мир образов. Бодлер отражал взгляд на фотографию своей художнической среды. И в жестокой критике светописи оказался неожиданно провидцем: фотографии со временем суждено было, как первому «техническому» искусству, отыскать-таки путь не только к глазам, но и к душам людей.
     Пройдет десятилетие, и другой французский поэт Теофиль Готье уже заметит важную сторону фотографии - ее общедоступность. Развитие фотографии удовлетворяло этой потребности. В своей статье Готье коснулся изобретенного во Франции механического аппарата для приложения фотографии к скульптуре. Ваятели возлагали надежду на светопись как на помощницу для сокращения своего труда и даже для уточнения сходства скульптур с моделями.
     Сторонник «высокого искусства» Готье отводил фотографии роль служанки в мастерской художника. Но все-таки роль за ней признавал. Существенное отличие от суровой позиции Бодлера. Наблюдая ход развития общества и создавшуюся потребность в «летучих», фотографических изображениях, он даже готов был отвести ей прочное место в быту своих современников.
Л. Кэрролл. Этюд. 1863г.
(та самая Алиса)
   Фотографию в роли служанки уже признавали многие живописцы разных стран Европы. И пользовались снимками как эскизами. Представители же академической живописи не пользовались фотографией даже как подспорьем. Но художники, стремившиеся следовать натуре, допускали фотографию как помощницу в своей работе. Особенно С. К. Зарянко. Отличный знаток перспективы, он быстро оценил способность фотографии передавать пространство по точным законам геометрии. Зарянко писал много портретов. И здесь он строго соблюдал точность в перспективном изображении. Художник заказывал фотографу съемки «вспомогательных листов», иначе говоря, фотоэскизы для своих будущих картин.
    И в других странах фотография оказывала подобную услугу художникам. Назовем француза Ораса Вернэ. Он путешествовал по Востоку с камерой-обскурой и делал эскизы для задуманных картин. Правда, исследователи видели в этом и отрицательную сторону творчества художников. Так, известный советский историк искусств М. В. Алпатов в книге «Композиция в живописи» писал: «Поскольку многие видели в ней (в фотографии) механически точное воспроизведение видимых предметов, она послужила плохим примером для многих живописцев эпохи. В этом смысле и следует толковать упрек в фотографичности, которого заслуживают многие лишенные композиционного костяка картины художников XIX века (Алпатов, 1940).
    Молодой критик-демократ Владимир Васильевич Стасов (18241906) - поборник реализма, свою литературную деятельность начал именно с большого трактата о фотографии. С 1855 года молодой искусствовед служил в Петербургской Публичной библиотеке (ныне имени М. Е. Салтыкова-Щедрина). Там был создан новый отдел: фотографический. Стасов изучал собрания гравюр и знакомился с поступавшими в библиотеку фотографическими изданиями. Он участвовал в спорах о фотографии, которые велись в кругу художников.
    «Фотография и гравюра»  так называлась полемическая статья Стасова, напечатанная в 1856 году в декабрьских номерах журнала «Русский вестник». Она заняла свыше шестидесяти страниц большого журнального формата. Это был трактат, написанный со знанием дела, с блеском, увлекательно. Восторженный ценитель гравюры, Стасов сообщает читателям, что фотография воистину нанесла удар этому искусству. «Около двадцати только лет,  пишет Стасов,  прошло с тех пор, как открыта фотография, но понятие о значении этого, бесспорно великого, открытия твердо уже, и везде равномерно укоренило мнение, что вследствие этого изобретения гравюра окончательно и навсегда сошла со сцены действия, сделалась лишнею, ненужною...» Происхождением своим фотография обязана науке,  пишет Стасов.  Наука произвела ее на свет, наука же стояла неотступно у её колыбели в первые дни её существования и борения с осаждавшими ее отовсюду препятствиями; наука, наконец, дала ей совершить те великие шаги и достигнуть тех усовершенствований, которые менее чем в двадцать лет сделали из нее одно из чудес нашего времени».
      Но здесь Стасов видит и предел. Он пишет: «...С этой точки зрения все-таки она (фотография) призывается художнику на помощь, на совет, так что произведения ее все-таки остаются чем-то низшим в сравнении с созданием, сложившимся в голове художника». Он не признает за фотографией полноправия даже как репродукционной техники. Автор отнимает у фотографии способность художественного воспроизведения картин живописцев или творений ваятелей. Он пишет о недостатках тогдашней техники светописи и делает вывод, что фотография  недостойная соперница гравюры. Протестуя против намерения фотографии занять достойное место среди искусств, Стасов заключает: «Мир искусства далек и непостижим для нее (фотографии), и до него она не должна простирать своих притязаний» (Стасов, 1856).
   Но нашлось и много людей в разных концах Европы, которые уже не удовольствовались тем, что находили в фотографии помощницу искусства.
Г. Робинсон. "Жизнь затухает" 1858г.
    Они смело стали утверждать, что фотографические копии одни способны воспроизводить натуру, что все до сих пор существовавшие создания искусства постоянно лгали в частях, как и в целом, против существующей в природе истины и что искусство должно замолчать навеки перед фотографией... и воспроизводить натуру по указаниям фотографии»!!!
    Вот выдержки из одной публикации. Она появилась в 1864 году в петербургском журнале «Фотограф». Автор ее - Ф. Ф. Павленков, журналист, переводчик, впоследствии - издатель русского толкового словаря и серии популярных брошюр «Жизнь замечательных людей». Он напечатал статью - остроумный «свод мыслей о светописи» людей искусства и некоторых фотографов зарубежных стран и заключил ее собственными суждениями. «Фотография насчитывает едва четверть века жизни, а спор о ее отношении к искусству уже признан привычным, «домашним». «Некоторые, указывая на непомерное размножение фотографов, с сожалением (совершенно напрасным) замечают, что «эти сорные травы» заглушают истинное искусство и что фотография, «это создание машины», теснит живопись, отнимая у её адептов средства к существованию. Какая клевета!» «Фотографы не заглушают искусство, но освежают его, изгоняют из его области тех паразитов художества, которые часто компрометировали и компрометируют изящное в глазах публики. Теперь посредственный живописец не может держаться; он должен сложить свою палитру, опустить кисть и искать себе других занятий. Тогда как мастера живут и всегда будут живы...». «Еще будет истрачено десятки стоп бумаги, написано сотни статей, брошюр, памфлетов, пока фотография займет должное, безапелляционное место в ряду изящных искусств...» (Павленков, 1864).
     До сих пор в исписанных стопах бумаги ничего существенно нового не прибавлено к доводам «за» и «против», высказанным на заре светописи. Многое звучит неустарело и в наши дни, вот только споры перенеслись в иное русло - «цифровая» фотография это искусство или …..? Ну Вы меня поняли!