Фотографию в роли служанки уже признавали многие живописцы разных стран Европы. И пользовались снимками как эскизами. Представители же академической живописи не пользовались фотографией даже как подспорьем. Но художники, стремившиеся следовать натуре, допускали фотографию как помощницу в своей работе. Особенно С. К. Зарянко. Отличный знаток перспективы, он быстро оценил способность фотографии передавать пространство по точным законам геометрии. Зарянко писал много портретов. И здесь он строго соблюдал точность в перспективном изображении. Художник заказывал фотографу съемки «вспомогательных листов», иначе говоря, фотоэскизы для своих будущих картин.
И в других странах фотография оказывала подобную услугу художникам. Назовем француза Ораса Вернэ. Он путешествовал по Востоку с камерой-обскурой и делал эскизы для задуманных картин. Правда, исследователи видели в этом и отрицательную сторону творчества художников. Так, известный советский историк искусств М. В. Алпатов в книге «Композиция в живописи» писал: «Поскольку многие видели в ней (в фотографии) механически точное воспроизведение видимых предметов, она послужила плохим примером для многих живописцев эпохи. В этом смысле и следует толковать упрек в фотографичности, которого заслуживают многие лишенные композиционного костяка картины художников XIX века (Алпатов, 1940).
Молодой критик-демократ Владимир Васильевич Стасов (18241906) - поборник реализма, свою литературную деятельность начал именно с большого трактата о фотографии. С 1855 года молодой искусствовед служил в Петербургской Публичной библиотеке (ныне имени М. Е. Салтыкова-Щедрина). Там был создан новый отдел: фотографический. Стасов изучал собрания гравюр и знакомился с поступавшими в библиотеку фотографическими изданиями. Он участвовал в спорах о фотографии, которые велись в кругу художников.
«Фотография и гравюра» так называлась полемическая статья Стасова, напечатанная в 1856 году в декабрьских номерах журнала «Русский вестник». Она заняла свыше шестидесяти страниц большого журнального формата. Это был трактат, написанный со знанием дела, с блеском, увлекательно. Восторженный ценитель гравюры, Стасов сообщает читателям, что фотография воистину нанесла удар этому искусству. «Около двадцати только лет, пишет Стасов, прошло с тех пор, как открыта фотография, но понятие о значении этого, бесспорно великого, открытия твердо уже, и везде равномерно укоренило мнение, что вследствие этого изобретения гравюра окончательно и навсегда сошла со сцены действия, сделалась лишнею, ненужною...» Происхождением своим фотография обязана науке, пишет Стасов. Наука произвела ее на свет, наука же стояла неотступно у её колыбели в первые дни её существования и борения с осаждавшими ее отовсюду препятствиями; наука, наконец, дала ей совершить те великие шаги и достигнуть тех усовершенствований, которые менее
чем в двадцать лет сделали из нее одно из чудес нашего времени».