Военным фотографом стал одесский профессионал-портретист, по национальности поляк, Иосиф Карл Мигурский. Это был автор первого на русском языке обстоятельного наставления по портретной съемке. «Практический учебник по фотографии по новейшим ее усовершенствованиям и применениям» был выпущен в Одессе в 1859 году и содержал ценные для того времени советы и рекомендации. Мигурский покинул свой павильон и поступил на службу военным фотографом при главном штабе русских войск.
Упомянем еще одного одесского фотографа Ж. X. Рауля. Это был опытный фотограф и этнограф. О нем с похвалой отзывались ученые. Рауль до войны изъездил несколько губерний России и Украины, путешествовал по Крыму и Кавказу.
Участвовали в патриотическом деле и болгарские фотографы. Несколько из тех, которые занимались портретной фотографией в эмиграции, отправились к войскам русской действующей армии. Так поступил Анастас Карастоянов (1822-1880). Он жил до той поры в Сербии, был близок болгарским революционерам-эмигрантам. Вместе с сыном Иваном Карастоянов отправился в расположение русских войск, где много фотографировал. После освобождения Болгарии он возвратился на родину, открыл в Софии большое портретное ателье, но прожил недолго. Дело отца продолжили его сыновья Иван и Дмитрий Карастояновы.
На Кавказском фронте вместе с русскими фотографами снимал болгарин Георгий Данхов (1846 - 1908). До того, совсем молодым, двадцатилетним, он представил через посредничество русских ученых серию своих этнографических снимков на Всероссийскую этнографическую выставку. Теперь он был в России военным фотографом. После освобождения родины Данхов тоже открыл студию в Пловдиве, назвав ее «Славянской фотографией», и одновременно занимался журналистикой.
Упомянем еще чеха Иозефа Буреша. Он добровольцем отправился на Балканский фронт и как фотограф был прикомандирован к штабу армии генерала Гурко.
Это немаловажная страница в истории ранней фотографии славянских стран Восточной Европы: на фронтах освободительной войны 1877 - 1878 годов трудились русские, польские, болгарские и чешские фотографы.
Снимки с фронтов войны находили живой отклик в кругах русских художников. В фотографиях событий живописцы и графики находили материал, на который можно было положиться как на достоверный. Знаменитый живописец-баталист В. В. Верещагин говорил, что живопись идет рука об руку с фотографией. И фотография подтвердила это признание! После войны во многих странах Европы побывала выставка «фотографий с картин» В. В. Верещагина. Это была выставка не оригиналов, а прекрасно выполненных в тонах сепии больших репродукций с картин и рисунков на сюжеты русско-турецкой войны.
Сколь ни были интересны сюжеты, сфотографированные на биваках в часы затишья боев на батареях, или общие виды колонн войск в походе, все же главными формами и в съемках
военных событий оставались одиночный и групповой портрет или незамысловатая жанровая сценка.
Не забудем: пластинки поливались коллодием и очувствлялись в походных лабораториях непосредственно перед съемкой. Фотографировали не портативными, а дорожными камерами, довольно неуклюжими и тяжелыми. Немногие фотографы тех лет пользовались уже новым способом: в 1871 году молодой английский врач, страстный любитель научной фотографии Ричард Мэддокс опубликовал сообщение о разработанном способе съемки на сухом светочувствительном броможелатиновом слое. Налаживался промышленный выпуск таких пластинок. Фотография вступала в новую пору своего развития.
Трудна была работа, особенно в полевых условиях. Технических возможностей для распространения снимков не было даже на страницах периодических изданий, снимки перерисовывались. Затрата же сил и средств от фотографов требовалась очень большая.