Способом Тальбота рано заинтересовалась Петербургская академия наук. Сотрудник ее, И. X. Гамель, познакомился в Англии с Тальботом и прислал в Петербург усовершенствованную камеру-обскуру и несколько его снимков. Адъюнкту академии, химику Ю. Ф. Фрицше было поручено заняться изучением и даже усовершенствованием способа Тальбота. Увлеченно взялся молодой ученый за труд и представил в заключение письменный отчет с приложением нескольких калотипных снимков собственного изготовления. Доклад был сделан 24 мая 1839 года и, насколько известно, оказался первым исследованием метода Тальбота, а калотипии Фрицше первыми фотографическими опытами в России. Какими-то судьбами коллекция снимков Тальбота оказалась вскоре в Эстонии; двадцать одна работа англичанина хранится в университете Тарту.
Дагеротипия и тальботипия первоначально назывались фотографией немногими учеными, например Дж. Гершелем и Д. Араго. В России вошло в обиход слово «светопись». Впервые это слово упоминается на страницах журнала «Библиотека для чтения». В статье, так и названной «Светопись» (1839, т. 34), отдано предпочтение «вкусу и скромности» Тальбота. «Он первоначально придумал для своих «бумажек» очень простое название "photogenic pictur", то есть «светородная живопись», или «светопись», и этот термин мы охотно принимаем, как очень дельный, удачный и, главное, чуждый шарлатанства», писал журнал с явным намеком на некорректность Дагера, присвоившего изобретению свое имя.
Но первоначально, широкое распространение получила всётаки дагеротипия и о ней - следующий рассказ.