Калотипия Фокса Тальбота
Фокc Тальбот был разносторонним ученым. Он  автор трудов по математике и химии, археологии и лингвистике. Отправляясь в путешествие, ученый брал с собой камеру-обскуру и пользовался ею. «При рассмотрении прелестного изображения в камере-обскуре мне часто приходила мысль, что было бы желательно удержать если не его цвета, то, по крайней мере, света и тени», писал Тальбот впоследствии. Ученый был досконально знаком со всеми опытами изобретателей предшествующего времени, искавших способы закрепления «солнечного» рисунка. Советовался в ряде своих исследований со знаменитым физиком Джоном Фредериком Гершелем, которого как ученого интересовала природа солнечного луча.
Еще летом 1835 года Тальбот с получасовой выдержкой произвел снимки своей дачи. Это здание «первое нарисовало себя самое» сообщил он («Фотографический вестник», 1889). Но первым светописным изображением, сделанным на натуре, был все-таки вид из окна мастерской на соседские крыши, выполненный Ньепсом девятью годами раньше. Дагер не зря спешил со своим детищем. Фокс Тальбот, узнав в январе 1839 года о сообщении Д. Ф. Араго, сделанном в Парижской академии наук, тут же представил заявление о своем способе закрепления светового изображения в лондонское Королевское общество. Сведения о способе английского изобретателя были обнародованы английским научным журналом. Фокс Тальбот  ученый с
художнической склонностью  назвал свое изобретение «калотипией», от греческого слова «калос» красота. Изображение получалось в камере-обскуре на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором. Бумажную пластинку проявляли, затем закрепляли. Это был негатив. С бумажного негатива печатали позитивное изображение на светочувствительной бумаге.
     Именно калотипия положила начало основам фотографии, какой мы ее знаем сегодня.
   Способом Тальбота рано заинтересовалась Петербургская академия наук. Сотрудник ее, И. X. Гамель, познакомился в Англии с Тальботом и прислал в Петербург усовершенствованную камеру-обскуру и несколько его снимков. Адъюнкту академии, химику Ю. Ф. Фрицше было поручено заняться изучением и даже усовершенствованием способа Тальбота. Увлеченно взялся молодой ученый за труд и представил в заключение письменный отчет с приложением нескольких калотипных снимков собственного изготовления. Доклад был сделан 24 мая 1839 года и, насколько известно, оказался первым исследованием метода Тальбота, а калотипии Фрицше  первыми фотографическими опытами в России. Какими-то судьбами коллекция снимков Тальбота оказалась вскоре в Эстонии; двадцать одна работа англичанина хранится в университете Тарту.
   Дагеротипия и тальботипия первоначально назывались фотографией немногими учеными, например Дж. Гершелем и Д. Араго. В России вошло в обиход слово «светопись». Впервые это слово упоминается на страницах журнала «Библиотека для чтения». В статье, так и названной «Светопись» (1839, т. 34), отдано предпочтение «вкусу и скромности» Тальбота. «Он первоначально придумал для своих «бумажек» очень простое название "photogenic pictur", то есть «светородная живопись», или «светопись», и этот термин мы охотно принимаем, как очень дельный, удачный и, главное, чуждый шарлатанства», писал журнал с явным намеком на некорректность Дагера, присвоившего изобретению свое имя.
       Но первоначально, широкое распространение получила всётаки дагеротипия и о ней - следующий рассказ.